Тема идеального правителя интересовала философов, историков и политологов всегда. Пример тому знаменитый труд Никколо Макиавелли «Государь». Средневековый автор рисует образ правителя, обладающего «хитростью лисицы и вероломством льва». И сейчас она – основная в разговорах обывателя: вечное недовольство современной властью, обвинение её во всех мыслимых и немыслимых грехах, дабы оправдать собственную несостоятельность. Важно четко определить функции и роль власти, понять, что руководитель – часть системы управления страной, а не золотая рыбка, способная выполнить любое наше желание и решить все наши проблемы. Преподаватель И. В. Жигло обратила особое внимание на этот при изучении темы «Россия в эпоху правления Ивана Грозного». Проследить историю развития института власти в России через фильм Павла Лунгина «Царь». После просмотра фильма студентам было предложено письменно поделится своими представлениями о власти.
Вот одно из них.
«Грозный царь - грозное время»
1565 год. Темные времена. Правление Ивана Грозного. Русь растерзана голодом и Ливонской войной. Во всем мерещатся правителю измена и предательство. Его верные слуги, опричники, залили страну кровью. В каждом готовы они увидеть государева врага. Главный закон для них — царь. Единственный, кто пошел против царской воли и опричных злодейств, — митрополит Филипп, верный друг детства Ивана Грозного. Он возвысил голос свой и принес себя в жертву. Это противостояние рассказывает о том, на что была способна Русь в падении и в величии духа.
В это время в жизни царя Ивана Грозного происходит несколько переломных событий, под ударами которых правление главы государства становится невыносимым. Предает свою родину один из лучших русских полководцев того времени князь Андрей Курбский, перейдя на сторону польско-литовского государства. Поворачиваются спиной к царю многие именитые бояре, отказавшиеся помогать своей стране в войне. Немногие современники знают о том, что царь Иван Грозный, кроме своих кровавых расправ над врагами, отличался еще и немалым уровнем образованности и внес большой вклад в историю Россия. Ивану Грозному, как никому другому, пришлось столкнуться с огромным количеством внешних врагов, он сделал свою армию одной из сильнейших в Европе на то время, вооружив ее и обучив. А библиотеку Ивана Грозного до сих пор историки считают важнейшим культурным достоянием, которое было утеряно. Введя опричнину, государь становится настоящим деспотом, казня и убивая тысячи невинных людей и отступников. Опричники сжигают сотни деревень, становясь для людей своеобразными всадниками апокалипсиса. Они несут смерть и страдания по всей стране.
Великий Князь практически теряет рассудок. Его покинул митрополит Афанасий, который снял с себя сан. Иван считает, что и Бог покинул его и все государство русское. В отчаянии он просит у Господа помощи. В этот момент в Москву прибывает игумен Филипп, который вел жизнь затворника в Соловецком монастыре. Филипп и Иван знакомы с детства, поэтому царь считает игумена спасителем его души, великим знаком свыше и назначает его митрополитом. Филипп с болью переносит те кровавые казни, которые вершит по всей стране Великий Князь, и пытается найти в его душе место для спасения от смертных грехов. На фоне этих конфликтов и выстроен фильм Павла Лунгина «Царь»: Иван Грозный считает себя слугой Господа и поступки свои расценивает не как простого человека, а как правителя Руси. «Как человек-то я грешник, но как царь-то я праведен». В общем, у режиссера Павла Лунгина получилось отличное, умное кино. Роль царя Ивана Грозного в истории России насколько важна, настолько и загадочна и покрыта множеством неточностей. Поэтому каждый волен трактовать ее по-своему. Павел Лунгин представил нам лишь один из вариантов исторического персонажа. Даже абстрагировавшись от исторической составляющей фильма, при просмотре «Царь» можно почерпнуть для себя много важной и полезной информации. Картина предоставляет предостаточно пищи для размышлений. Здесь Вам и сложная борьба в душе одного, отдельно взятого человека, и хитросплетение придворных отношений, и навязчивые идеи, и жестокость, граничащие с безумством. Подумать есть над чем. Автор: Константин Черкасов.