В номинации «Авторское литературное творчество» областного конкурса "Я вхожу в мир искусства" приняла участие преподаватель русского языка и литературы Новосибирского геологоразведочного техникума Прозорова Ирина Олеговна. Ее эссе «Ты – мне, я – тебе» – это возможность увидеть мир техникума глазами молодого педагога, понять лишь некоторые сложности и радости, которые переживают молодые преподаватели.
Ты – мне, я – тебе
Зерно невидимо в земле, а только из него вырастает огромное дерево. Так же незаметна мысль, а только из мысли вырастают величайшие события жизни человеческой.
Лев Толстой
«В белом плаще, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца ирода великого вышел…» Ну кто так ходит? Вы не то, что друг друга – вы педагогов на лестнице не всегда замечаете, когда после звонка домой бежите. А ведь так приятно представлять себе студента, степенно шагающего по лестнице с гордой осанкой, вдумчивым взглядом, который не опаздывает на занятие и готов к диалогу. Я – выросшая на «Большой перемене» и других замечательных советских фильмах о взаимоотношении учеников и педагогов, – первые пару лет работы думала, что в этих фильмах большей частью выдумки и добиться такого уважения, принятия и веры в отношении студента к педагогу просто невозможно. Но теперь я начинаю понимать, что именно в этом и заключается наше призвание. Не научить фактическим вещам, а как сказала героиня одного из всеми любимых фильмов: «- Я пытаюсь учить их думать, хоть самую малость. Мыслить, иметь своё, собственное суждение…
- А чему они учат вас?
- Тому же самому…Ошибки учителей, может быть, не так заметны, как ошибки врачей, но, в конечном счёте, они обходятся людям не менее дорого».
Образование – это процесс непрерывный как для ученика, так и для педагога. Это всегда взаимодействие и диалог двух сторон. И как любой диалог – он должен быть интересен и важен всем собеседникам в одинаковой мере. Проблему педагогического общения изучали Б.Г. Ананьев, А.Л. Бодалев, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, Т.А. Репина и другие выдающиеся отечественные психологи. Особое внимание в данном вопросе следует уделить именно социально-педагогической составляющей: влиянию педагога не только на процесс обучения, но и непосредственно на обучающегося, и наоборот – процессу, когда учащиеся «корректируют» педагога.
Мне хочется выделить три основные сферы, в рамках которых личность педагога оказывает то или иное влияние не только на восприятие данного предмета, но и на весь процесс обучения в целом. Это:
- интеллектуальная,
- эмоциональная,
- действенно-волевая.
«Видишь, я тогда все себя спрашивал: зачем я так глуп, что если другие глупы и коли я знаю уж наверно, что они глупы, то сам не хочу быть умнее? Потом я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет… Потом я еще узнал, что никогда этого и не будет, что не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить! Да, это так! Это их закон… Закон, Соня! Это так!.. И я теперь знаю, Соня, что кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет! Только слепой не разглядит!»
Интеллектуальная сфера – это один из основных путей для самоидентификации и осознания своего места в мире. Человеку важно знать, что есть грань, в которой он чего-то стоит. Есть то, в чем он действительно разбирается, и то, что он может и умеет. Это делает его особенным. Никому не хочется быть глупым, выглядеть глупо или ощущать, что ты глупее, чем кто-то, кто рядом. Оценка через сравнение – это нормально для нашего общества. И часто именно эту оценку проводим мы – педагоги. В эту минуту важно помнить, что человек многогранен и наша задача – увидеть все эти грани развития, а не зациклится на одной и, махая шашкой, «рубить правду», не стесняясь в выражениях. Наивно думать, что кроме нас некому «открыть глаза» ребенку на то, чего он не умеет и не знает. Уж поверьте – желающих сказать гадость всегда больше, чем тех, кто похвалит даже за мельчайший успех. Мало тех, кто увидит, чего этот маленький шаг стоил для данного конкретного человека. Как писал Михаил Булгаков: «Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен, да и не существует вовсе». Увидеть, понять, принять и показать ценность умения – одна из многих задач педагога. Быть катализатором для разжигания интереса к знаниям, постепенно усложняя задачи, делать их всегда интересными. Будучи правильно поданной, даже самая скучная тема может заинтриговать самого отъявленного лодыря. Недавно на одном из моих занятий студент пересказывал содержание повести Куприна «Гранатовый браслет». Во время выступления он, неожиданно для всех, употреблял современные идиоматические выражения, свойственные молодежному жаргону и никак не вписывающиеся в стилистику повести. Пересказ был настолько эмоционален и подробен, что сомнений в искренности выступающего просто не оказалось. Эта ситуация показала мне, как трактуют классические произведения современные дети. Я поняла, что студент полностью и с удовольствием прочитал произведение и обладает необходимыми фактическими знаниями. И вспомнила слова из романа Булгакова в произведении «Мастер и Маргарита»: «Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются». В этом моменте важно было все – и форма, и содержание. Студент в полной мере овладел материалом, и, что еще более ценно, он пропустил произведение через призму собственных жизненных представлений.
«Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда, как-то вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово».
Интеллектуальная сфера часто связана с эмоциональной сферой. Порой студент выбирает педагога, а вовсе не предмет, который он преподает. Хорошее отношение к преподавателю, интерес к форме и манере ведения занятия часто становятся поводом для того, чтобы подготовить задание и выделиться, показывая тем самым свою заинтересованность не столько в предмете, сколько в человеке. С хорошим настроением и улыбкой проще запоминать самые парадоксальные и сложные вещи. А веселые аналогии помогают выстроить нужный ассоциативный ряд, который в дальнейшем поможет восстановить логические цепочки и прийти к верным фактам и результатам. В психологии существуют различные теории, пытающиеся объяснить механизм закрепления информации, полученной извне. Автором одной из них является Э. Берн, который вводит термин «поглаживаение» и говорит, что любой человек нуждается в одобрении и, получив однажды это самое одобрение за определенное действие, будет в дальнейшем его повторять в ожидании «поглаживания». Поэтому для меня всегда важно понять, какая форма похвалы будет наиболее приятна и востребована данным ребенком. Для кого-то это оценки, для кого-то выделение и признание его интеллектуальной значимости, кому-то важно, чтобы об успехах узнали какие-то конкретные люди, часто родители. Найти точки соприкосновения – это работа педагога, понять и направить. Показать дорогу и «дать в руки удочку», а не напичкать знаниями, будто булыжниками, которые захочется сбросить при первом же повороте.
В жизни далеко не все, что хотелось бы сказать, можно выразить словами. И здесь на первый план выходит именно эмоционально-волевая сфера, сфера действий и поступков. Часто простое прямое воздействие расширяет возможности педагога. Оно имеет большое значение для детей любого возраста. В педагогике его называют воспитанием на личном примере. Недостатком данного средства воспитания является персональная и временная ограниченность его применения. Педагог может передать воспитаннику только то, чем располагает сам. Кроме того, отсутствие возможности постоянно находиться радом часто снижает эффективность данного метода практически вдвое. Именно поэтому происходит непреднамеренное расширение подобной формы воздействия: к личному примеру добавляются образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение. Немов пишет о том, что средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом, например, чтение книг, просмотр фильмов, ссылка на мнение авторитетного человека и т. п. И чем больше источников влияния, тем лучше. Это дает широту точек зрения, более детальную проработку и позволяет с разных сторон осветить многие вопросы. Иначе, если довольствоваться лишь одним источником или выражать лишь свое мнение, может получиться, как в словах Раневской: «Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!»
Поднимаясь по каменным ступенькам техникума, в конце лета я каждый раз испытываю ни с чем несравнимое ощущение. Смесь страха, волнения и легкой паники. Ведь я жду, когда придут они – первокурсники. Страшно ли? Не то слово! Я так не боялась, когда защищала диплом, не боялась, когда шла на своё первое в жизни собеседование. Да чего уж там, я даже зубного врача так не боюсь, как первой встречи с группой первого курса. Я каждый раз знаю, что прежде, чем они разрешат мне их чему-то научить, мне нужно завоевать их доверие. И здесь нет единственно верного рецепта. Я каждый раз учусь находить общий язык с группой, учусь видеть грани развития каждого из них. Иногда мне кажется, что по скорости реакции я легко пройду тест на бойца спецназа, а умение перестраивать ход речи, постоянно меняя вектор, сделает из меня идеального шпиона, который по ходу движения прокладывает новый маршрут. А это божественное умение одновременно замечать, чем занимаются двадцать пять человек, определять социальный статус, характер, прогнозировать поведение в заданной ситуации, основываясь лишь на той информации, которую можно почерпнуть из манеры речи и повадок. Я практически уверенна, что Конан Дойл писал своего Шерлока Холмса именно с педагога…Не знаю, как сложится в будущем жизнь каждого из моих студентов, сбудутся ли их планы, достигнут ли они поставленных целей. Но я знаю точно, что каждый из них чему-то смог научить меня, и я верю, что ответила им тем же.